Вопросы и ответы

Если с работы не отпускают в храм на праздничную службу, можно ли убежать тайком? И вообще, говорят, в праздники работать — грех. Нина, Сергиев Посад

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Естественно, каждый православный должен стремиться посетить Богослужение, особенно праздничное. Но убежать на праздничную службу тайком, обманывая и подводя других людей, — поступок, не достойный православного христианина! Если человек сознательно не делает свои личные дела в обычные дни, откладывая их на церковные праздники (которые считает простыми выходными), если он безразличен к православным праздникам — это грех.

Но представьте себе, что вы не сможете доехать в храм, потому что шофер автобуса «тайком» убежал на богослужение? И, если случится по пути какая-либо неприятность, помощь вам никто не окажет — ведь в милиции, «скорой помощи», спасательной службе тоже работают верующие, и все они «тайком» ушли в церковь.

Таким образом, если работа верующего, в том числе в праздники, необходима и нужна другим людям — работа грехом не считается. И в монастыре в праздники кто-то находится на богослужении, а кто-то — на кухне.

Дочка с детства в церкви, регулярно исповедуемся и причащаемся, но вот как перешла в старшие классы — стала в одежде ориентироваться на сверстников — мини-юбка, короткая майка с голым пупком. Что ни говорю ей — ни в какую. Хорошо хоть в храм ходит в брюках. Как на нее повлиять, объяснить? Галина, Коломна

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Дочь ваша и сейчас (судя по вашим словам) регулярно посещает церковь, исповедуется и причащается, значит, душа её стремится в церковь. То, что она в своей одежде ориентируется на сверстников, обусловлено её желанием в этом возрасте не выделяться из толпы, «быть как все», возможно, боязнью насмешек со стороны сверстников. Переходный возраст пройдет, и взгляды поменяются. Возможно, ваша дочь скоро поймет, что следовать какой-то постоянно меняющейся моде нет смысла. И определит для себя, во что ей стоит одеваться, а во что не стоит.

Мать моего ребенка тайком без моего участия его крестила. Можно ли оспорить такое крещение и провести повторное крещение? А также можно ли подвергнуть мать ребенка наказанию за такой постыдный поступок, который морально убил меня и я не знаю, как дальше жить? Алексей, Санкт-Петербург

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

В Символе Веры говорится — «Верую во едино Крещение». Так что ваш ребенок не может быть крещен второй раз. Благодать Святого Духа, которую он получил при Таинстве Крещения, даст ему силу противостоять греху и утверждаться в добродетели. Как священнослужитель я спрашиваю вас: может ли Церковь осудить мать, которая пришла крестить рожденного ею ребенка? Как прикажете наказать её? В недалеком прошлом действительно светские власти препятствовали крестить детей, и родители должны были своими подписями при предъявлении паспорта подтвердить свое желание крестить ребенка. Отсутствие одного из родителей являлось препятствием для крещения. Ныне Церковь живет в условиях нового законодательства и руководствуется словами Христа: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Как вам дальше жить? Не могу сказать: живите так, как жили до этого, ибо ведь что-то произошло в ваших взаимоотношениях, которые побудили её поступить именно таким образом. Мой вам совет, обратитесь к духовнику или соберитесь в узком семейном кругу и постарайтесь устранить те причины, которые привели вас к подобному случаю. Благополучие в ваших семейных отношениях и судьба вашего ребенка зависит только от вас.

Подскажите, пожалуйста, начиная с какого возраста человек может быть крестным родителем? Алексей, Уфа

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия или 17 лет от рождения), как ещё не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости и совершенной невозможности иметь восприемника совершеннолетнего, но и в этом последнем случае восприемники должны иметь, по крайней мере, церковное совершеннолетие, то есть восприемник должен иметь — 15, а восприемница -13 лет (Указ Священного Синода. 1836 г., V, 23; и 1837 г., VIII, 27).

Моя жизнь не очень яркая, поэтому я часто предаюсь мечтам, в основном представляю себе всякую банальщину: богатство, счастливый брак, путешествия, но говорят, что это все равно грешно. Почему? Наталья, Бронницы

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Мечтания и фантазии остаются всего лишь «заменителем» реальной жизни, как мирской, так и духовной. Человек не просветляется духовно, не ищет пути спасения своей души, не делает реальных дел, не пытается изменить свою жизнь, а все глубже погружается в пучину иллюзий, совращаемый с прямого пути лукавым. Это грешно и опасно ослаблением души человека, подверженностью и открытостью души другим соблазнам и грехам. Человека, живущего иллюзиями, можно сравнить с путником в пустыне, обманутым миражом. Насылаемое видение кажется таким близким и желанным, чтобы достичь его тратятся силы, меняется направление пути… Но в результате, растратив силы и стремление на пути к воображаемому, человек не получает ничего и горько сожалеет о том, что поддался на обман зрения. Так и попытка жить мечтами вместо реальности всего лишь обман.

Можно ли есть шоколад на фруктозе в постные дни? Антон

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Диабетический шоколад на фруктозе в числе прочих ингредиентов может содержать и сухое молоко, и тогда к употреблению в посты он не годится. Из Вашего вопроса можно сделать вывод, что Вы что-то знаете о посте церковном. Чем же он для нас является? Пост установил Господь наш Иисус Христос Своим примером и Своим учением. В Евангельском чтении (Мф. 17:14—21) повествуется об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока. Апостолы, к которым обратился за помощью его отец, не смогли изгнать беса «по неверию их», как объяснил затем Господь. Спаситель хотел внушить Своим ученикам, что веру нужно непрестанно растить и укреплять постом и молитвой. Только подавляя плотское мудрование, можно освободить в себе духовное начало. Каждый христианин должен помнить: только пост и молитва дают благодатные плоды веры. Зачем нужен человеку пост? Это время телесного и духовного воздержания. Бог создал человека и животных и дал им в пищу различные растения. Многие думают: если я мясного не поем — то ослабну, но мы видим, что есть люди, которые являются вегетарианцами и не употребляют мясных продуктов, а самочувствие у них отличное. Были и спортсмены вегетарианцы, даже среди тяжелоатлетов, а ставили рекорды и занимали призовые места во всесоюзных соревнованиях. Если же вспомним о животном мире, то такие животные как слоны, быки, кони, обладающие внушительными размерами, не вкушают скоромной пищи, а питаются растительной: значит, в ней есть все необходимое для поддержания жизни и умножения физической силы. Пост никогда никому не вредил. Наоборот, во время поста из организма выводятся ненужные нам вещества, и если правильно поститься, человек чувствует себя лучше. Пост необходим для очищения тела и укрепления воли, для вознесения души над телом и прославления Господа. Пост заключается прежде всего не только в воздержании в пище и питье, но в первую очередь в воздержании от дурных помыслов, желаний и дел, в осмыслении прожитой жизни и покаянии, а также в более ревностном следовании христианским добродетелям. Перед каждым церковным великим или двунадесятым праздником существуют многодневные посты: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост. Эти посты необходимы для того, чтобы верующие люди подготовили себя к этим великим праздникам — усилили молитвы, воздерживались от греха, приносили искреннее покаяние. Только после перенесенного поста и очистившись от греха, с чистым сердцем празднуя окончание поста, он может почувствовать величие праздника. На протяжении десятилетий атеистического воспитания многие утеряли духовную связь времен, начинают ходить в церковь, не зная практически простейших вещей. Дело пастырей встретить этих людей с величайшем терпением и любовью, научить их тому, чтобы каждый из них, приходя в храм Божий, чувствовал себя среди своих.

Не каждый человек, начинающий ходить в церковь, может вынести тяготы многодневных постов, тем более, что по роду своей деятельности многие из них не всегда могут соблюдать пост. Это находящиеся на воинской службе, в длительных командировках, тяжело больные, кормящие матери. Обычно люди привыкают к посту постепенно. Но не следует забывать, что это не только воздержание от скоромной пищи, но и от греховных помыслов и злых деяний. Человек может телесно поститься, а быть злым, раздражительным, от которого нет покоя никому. Другой выдержал не весь пост, но вел себя гораздо более пристойно, соблюдая церковные правила в остальном.

Стремящимся в церковь людям, которые начинают приобщаться к вере Христовой, можно пожелать благодатной помощи Божией, которая привела их на верную дорогу к храму, ибо они услышали слова Спасителя, обращенные к ним: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я краток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30).

Всякая ли милостыня угодна Богу? Или надо разбирать, кому даешь и на что, чтобы самому не погрешить?

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Кому и как мы должны подавать милостыню? Иисус Христос говорит: Всякому просящему у тебя дай (Мф. 5:42, 0), значит, мы должны помогать и благотворить ко всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «нет примера, чтобы слишком разборчивый человек принял когда-либо святого. Но таковой всего чаще попадает на обманщиков. Посему, умоляю вас, будем все делать в простоте». А святитель Григорий Богослов напоминает, что «никакое служение так не угодно Богу, как милосердие, потому что оно более всего свойственно Самому Богу». Таким образом, мы видим, что подаваемая нами милостыня и милосердие к ближнему — есть одно из важнейших средств в деле спасения души. Давая милостыню тем или иным людям, мы не должны задаваться вопросом, что довело их до подобного состояния. Причины, побудившие их заняться сбором милостыни, могут быть разными. Нередко видим людей, кочующих по вокзалам целыми семьями, с детьми, которые и занимаются сбором милостыни. Вот рядом с ними сидит инвалид без ног, и мы не знаем, где он получил инвалидность: в «горячей точке», на производстве или в пьяной драке? Возможно, эти люди уже давно занимаются попрошайничеством. Но не дать им хоть немного — зачастую означает толкнуть на преступление, заниматься же выяснением того, почему так случилось, бесполезно. Лучше согрешить в милости, а не строгости. Все эти люди имеют одинаковое право на сожаление и смотрят на наши руки с надеждой получить просимое, так же как и мы, обращаясь к Богу. Мы живем в миру, общаясь с такими же людьми, как и мы сами — несовершенными и страдающими от своего несовершенства. Поэтому очень важно, чтобы мы не теряли от этого общения полученную от Бога благодать, но понуждали себя на творение добрых дел.

Пост для человека, а не человек для поста. Если нет сил молиться, от уныния или слабости, или наоборот — радость в доме от пришедших гостей, будет ли таким уж грехом под этими «незначительными» предлогами именно для себя делать послабления в посте?

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин:

Святая Церковь, последуя примеру Господа нашего Иисуса Христа, установила для нас в определенные дни посты, как многодневные, так и однодневные. Говоря о постах, спросим себя: нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду было заповедано ему, ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2:16—17). Вот первый пост, который был в раю. Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходим по грехопадении. И сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, сорок дней постился, чтобы показать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу диавола». Пост есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Пост — это воздержание, добровольное самоограничение в приеме пищи, развлечениях, в общениях с людьми. Пресыщенная плоть становится хозяином человека и открывает двери множеству нечистых помыслов и соблазнов. Но речь не только о еде. Пост — это воздержание от всего, что может встать между тобою и Богом. Если вы не едите мясного, но просиживаете до ночи у телевизора — это не пост. Если во время поста ходите на вечеринки и посещаете другие развлекательные заведения — это не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной пищи и развлечений, осуждаете других за их невоздержанность, то это тем более не пост. Пост — это осмысление прожитой жизни и активная духовная работа по искоренению своих недостатков и страстей. В плане еды для беременных, кормящих матерей, старых или больных, путешественников и Устав предусматривает некоторые послабления. Что же касается уныния, то такие минуты являются для нас временем особого нападения врага — духов злобы поднебесных, а потому хорошо бы в это время не утучнять себя, исполняя желания плоти и помыслов (Еф. 2:3, 0), а постараться противостоять им молитвой, насыщая себя словом Божиим (см. Мф. 4:4).

Комментарии закрыты.